СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ.
Базисная категория методики; совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор материала для занятий, формы его подачи, методы и средства обучения, а также способы его организации. С позиций системного подхода в методике преподавания языков выделяются следующие компоненты (или подсистемы) С. о.: подход к обучению, цели, задачи, содержание, процесс, принципы, методы, организационные формы, средства обучения. Перечисленные компоненты образуют С. о. благодаря тому, что направлены на решение единой задачи – обучение языку. Действие (функционирование) компонентов С. о. проявляется во взаимодействии в каждом конкретном акте учебной деятельности. Все компоненты С. о. находятся в определенной иерархической зависимости. Доминирующая роль внутри С. о. принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием среды и оказывают влияние на выбор подхода к обучению, принципов, содержания, форм, методов, средств обучения, вытекающих из избранного подхода, в оптимальной степени реализующего цели обучения. Через посредство названных компонентов С. о. осуществляется ее реализация в виде учебного процесса, организационно-структурной единицей которого является практическое занятие, а функциональной – система речевых действий и операций, объединяемых в циклы учебной деятельности. С. о. характеризуется целостностью и одновременно относительной самостоятельностью своих частей, что дает возможность рассматривать их в изолированном виде. С. о. присущи следующие особенности:
1) функциональность (способность реализации системы в процессе обучения под влиянием конкретной цели);
2) сложность (поскольку компоненты системы вступают во взаимоотношения друг с другом и со средой как целостные образования, находящиеся в определенной иерархической зависимости);
3) открытость (находясь в состоянии постоянного развития, система испытывает большое влияние со стороны среды, сама оказывает влияние на цели и задачи обучения, что в свою очередь ведет к изменению содержания обучения и других компонентов системы). Принято рассматривать С. о. на трех уровнях (Бим, 1988): на уровне макроподхода (уровне методики как науки во взаимодействии с другими науками, и в первую очередь являющимися базовыми для методики), на уровне обучения конкретному языку и на уровне микроподхода (реального учебно-воспитательного процесса, основными составляющими которого являются учитель, учащиеся, материальные средства обучения).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Смотреть что такое "СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ" в других словарях:

  • система обучения — mokymo sistema statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pažiūrų į mokinį, mokymo turinį, metodus, organizavimą, mokyklos ir mokytojo vaidmenį visuma, lemianti tam tikrą mokymo teoriją, pvz.: koncentrinė mokymo sistema (J. A. Komenskis), pragmatinė… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — система основных положений (принципов), определяющих содержание, формы и методы обучения …   Профессиональное образование. Словарь

  • Классно-урочная система обучения — Классно урочная система обучения  преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие… …   Википедия

  • КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — (от лат. complexus связь, сочетание), способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр., области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Система обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Была предложена независимо друг от друга английскими… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Белль-Ланкастерская система обучения — или метод взаимного обучения название учебной системы, на основании которой лучшие ученики под наблюдением учителя обучают слабейших, так что является возможность обучать весьма большое число учеников одновременно, в одной и той же учебной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Саганская система обучения —     австрийская школьная система. Разработана И.И. Фельбигером, аббатом монастыря в Загане (отсюда название). С.с.о. была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765) и принята в австрийских землях и владениях с 1774. При С.с.о. в каждом малом …   Педагогический терминологический словарь

  • КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — КЛАССНО УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок, а содержание обучения в каждом классе… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛУ, РУССКИЙ МЕТОД — ист. операционная система обучения (получила международную известность во второй половине 19 в.), основанная на выделении четко описанных составляющих трудовых навыков (операций и приемов), которые изучались и отрабатывались поэлементно.… …   Профессиональное образование. Словарь

  • технологическая система обучения — Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN learning technology system …   Справочник технического переводчика

Книги

Другие книги по запросу «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»